Леварс Бутба Мечты в цвете Романтический образ Холст, грунтованный солнцем Биография Выставки
галереи:Живопись
архив:Выставка живописи художника из Абхазии Мифы и легенды Абхазии. Триптих Персональная выставка Леварсы Бутба Персональная выставка работ Леварса Бутба Ушел из жизни Леварса Бутба
|
"… ту единственность зрелища, словно первое воспоминание детства, которое молча подарил художник" Анастасия Цветаева
Всякий раз, когда увлекаюсь творчеством какого-нибудь художника, всем сердцем верю в то, что, наверное, это одно из самых сильных впечатлений.
Но… Происходит еще одна встреча, еще одно открытие для души, интеллектуального обустройства внутреннего мира. И снова убеждаюсь в том, что мир истинного таланта, изысканной красоты, познания так же бесконечен, как мироздание. Таковой встречей было "пересечение" (как часто говорят москвичи) с творчеством Леварсы Бутбы и самим художником в зимней Москве. На душе сразу стало тепло, спокойно и сказочно уютно, когда увидела работы абхазского художника. Суетливость, холодность пребывания в мегаполисе улетучились мгновенно.
Боже, что за чудо! Как художник добивается стереоскопичности этих поистине волшебных, оставшихся в безмятежном детстве пейзажей?!
Ведь все это места, отображающие чудо соприкосновения человека с природой, с миром и,что самое главное и удивительное, с собственной душой. Какой емкой, неисчерпаемой, чистой должна быть она, его душа, чтобы даже во время краткого военного затишья писать яркие, по-настоящему радостные и вместе с тем глубокие работы. Такие работы, в которых художник, Леварса Бутба, не выплескивает эмоции и не моделирует осознанно какой-либо сегодня востребованный стиль, а спокойно и несуетливо, мазок за мазком отдает холсту то, чем одарил его Всевышний. Подкупают искренность и честность. Именно честность в разговорах с самим собой и неумение, нежелание витийствовать лукаво и строить, пусть даже высокопрофессиональные, но заведомо бездушные композиции.
Высшее мастерство - когда зритель не видит "потаенных стежков", рассказывающих о трудностях и рутинной повседневной работе, неминуемых ошибках. Все остается за кадром, на холсте безупречная выверенность, чистый ритм, полифония красок. Интеллигентная эстетика. И какой ракурс не выбираешь при изучении работ Леварсы, неизменно приходишь к врожденному чувству меры. Равновесие, которое присутствует всегда для того, чтобы сдержать экспрессию, чтобы художник мог исполнить свой мотив, совершенствовать свой стиль и видение. А это значит, что он может по-своему решать извечную проблему соприкосновения Природа-Человек-Твочество. И потому, наверное, художнику так убедительно удается в пейзажах, композициях передать удивительную красоту этого уголка земли - Апсны (Абхазии). В этом, по-моему, секрет его таланта.
Когда неожиданно оказываешься в мире фантастически ярких, открытым звуком повествующих о красоте мироздания полотен, по-настоящему переносишься в мир сказок. В мир, где нет лжи, перетягивания каната, амбициозности и рефлекса завоевания чужого пространства - духовного, интеллектуального, физического.
Леварса по-настоящему пацифист; он пишет не с любованием, а с глубокой, мудрой любовью.
Поразительно, Леварса настолько самосохранился, несмотря на все боли, страхи, страдания, причиненные войной, что может по-мужски взвешенно говорить о том, как и когда в его творчестве может проявиться агрессия войны. Ничто не проходит бесследно.
Обращаясь к теме своих корней, к истории своего этноса, наконец, задумываясь над проблемой - кто мы и какую духовную культуру привнесли в этот мир - творческий человек приходит к мифологии. Неиссякаемым источником, питающим умы и души адыгов и абхазов, является эпос "Нарты". Эпос, в котором исторические сюжеты, глубины мужества и мудрости, переплетены с метафизикой мироздания. Леварса Бутба тоже уже прикоснулся к этому источнику. Художник сохранил строгость и незыблемость духа нартов, постарался проникнуться пластикой каменного и железного веков, пластикой тех людей, которые тысячелетиями камешек к камешку строили храм абхазо-адыгского эпоса. Художник не пришел в древний храм со свои уставом, а попытался стать одним из тех, кто положил свой камешек в этот храм.
Внешне о живописи Леварсы Бутбы можно сказать, что это абстрактные композиции в сочетании с фигуративом. Не возникает проблемы "вытаскивания" сюжета, домысливания, чтобы из цветных треугольников, пятен построить что-либо. И нет проблемы поиска общего языка - этакой встречи со сказкой, далеким, ярким детским впечатлением, которое дремало в глубоком подсознании. Но… стоило прикоснуться взглядом к полотнам Леварсы, как все встало на свои места. Мир стал красивым, чистым, добрым, мудрым и искренним. Грани есть во всем. Есть и границы, проходящие между разными духовными плоскостями. Подкупает, когда врожденная интеллигентность, я бы сказала, родовое эстетическое чувство, ведет творящего человека по такому пути, когда открытость не говорит о расхристанности, радость - о безумных страстях взахлеб, строгость не является синонимом закомплексованности, злобности….
Безупречное чувство меры, умение тонко и изысканно, грамотно и в согласии с собственной душой огранить процесс творчества. Его искусство писать картины - занятие элитарное. И думается, в этой ворожбе на грани и кроется тайна его таланта. Ибо, как сказал Фазиль Искандер: "Настоящее искусство - это совесть, выраженная в пластической форме."
Людмила Маремкулова - член СЖРФ
|